В Государственную Думу РФ внесен законопроект, который предлагает разрешить проведение экспертиз в направлении оспаривания кадастровой стоимости только представителям государственных экспертных органов. Проект постановления Правительства подготовлен Минюстом и с 11 октября опубликован на федеральном портале проектов НПА.
Профессиональное сообщество выражает опасения, что, в случае положительного рассмотрения и принятия инициативы, появятся серьезные препятствия в реализации процедуры оспаривания кадастровой стоимости, потому что текст документа запрещает проведение любых судебных экспертиз при определении рыночной стоимости в административных делах.
Опытные юристы в сфере кадастровых вопросов уверены, сегодняшняя редакция законопроекта при его одобрении повлечет за собой дальнейшую передачу некорректных оценочных данных государственным представителям вместо частных экспертов оценочной деятельности. Именно эти меры попадают под сомнение в качестве эффективных.
В данном случае вероятна монополизация одной определенной формы судебно-экспертной деятельности. Эксперты видят возможным следствием нарушение соревновательного принципа между участниками, что в свою очередь будет проявлением несоблюдения их прав. В зону риска последствий принятия НПА также попадают задержки в процессах оспаривания кадастровой стоимости и их качественный результат.
Официальная статистика Росреестра приводит данные, по которым услуга экспертизы по определению кадастровой стоимости имеет широкую популярность. Например, за прошлый год собственниками было запрошено 20746 судебных разбирательств о размере кадастровой стоимости в отношении 37932 объектов недвижимого имущества. В 2019 году аналогичный показатель составил 22 374 судебных спора. С начала 2021 года по сентябрь реализовано 12040 обращений в суд по 24369 объектам. В течение последних 5 лет суды рассмотрели 85000 таких обращений.
Также по данным Росреестра, в течение текущего года суд вставал на сторону собственников в 94,7% исков, вдвое одобряя снижение кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Разумеется, при данных разбирательствах ключевую роль играют профильные экспертизы, проводимые в основном частными компаниями в сфере оценки. Причем почти 100% судебных дел нуждаются минимум в одной оценочной экспертизе, а в особых случаях зачастую могут быть назначены от одной до двух повторных экспертиз.
Стоит отметить, что на сегодняшний день в государственных ведомствах среди разных видов судебных экспертиз зачастую даже не предусмотрены судебно-оценочные экспертизы. Однако несмотря на это, профессионалов с широким набором высоких компетенций, но негосударственным статусом могут без обоснований исключить из отрасли.
Под особую угрозу попадает справедливость судебного процесса, в котором будет принимать участие строго ограниченный и искусственно определенный круг лиц. Хотя разработчики нововведений объясняют свое предложение попыткой ликвидации недобросовестных сторонних оценщиков, достоверных подтверждений этому в пояснительной записке не указано.
Более того, сами же государственные эксперты трудоустроены в ведомствах, финансируемых бюджетными средствами, которые формируются за счет налогообложения, в том числе за счет кадастровой стоимости земельных участков и объектов. Данный факт свидетельствует о возможном пристрастном отношении к величине кадастровой стоимости со стороны госэкспертов.
Многие представители коммерческого звена оценочной деятельности считают, что этот факт является одной из движущих сил правительственной инициативы по монопольному контролю сферы экспертиз. Преобладают опасения, по которым нововведение отрицательно отразится на коррупционных правонарушениях.
Противоречиво выглядит пункт законопроекта, уверяющий, что новый НПА не вызовет социально-экономических и других последствий, которые отразятся на предпринимательской деятельности. Тогда как по сути своей споры имеют большое влияние на налогообложение предпринимателей, тем самым напрямую касаясь бизнеса. В связи с этим представители профессионального сообщества выразили свои требования об исключении из законопроекта параграфа об оспаривании кадастровой стоимости. Напомним, в проекте постановления прописаны предложения в отношении и других видов экспертиз, предлагаемых к проведению только государственными учреждениями.
Вместе с тем эксперты обращают внимание, что независимо от дальнейшего развития событий по инициируемому документу, согласно № 269-ФЗ от 31.07.2020 уполномоченными в вопросах определения кадастровой стоимости с 2023 года станут государственные бюджетные учреждения. Им же будет вверено рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости, равной рыночной.
В связи с преобразованиями в законодательстве собственникам недвижимого имущества стоит ускориться в направлении пересмотра результатов государственной кадастровой оценки. Справиться с этой задачей оперативно помогут квалифицированные специалисты Атлант Оценка.